Досточтимая. Часть 8 | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ

ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ
«Мастерская разума» досточтимой Робины Куртин
Запись и редактирование тезисов: Наталья Рубанова

«Опыт всех живых существ посекундно хранится в нашем ментальном сознании. Я могу получить доступ ко всему, к чему я получала доступ в этом воплощении. Этот workshop – это наша система».

«Задача медитирующего – позволить уму избавиться от невротических состояний и достичь всего самого лучшего. Первая задача ума – помнить, что ум делает из момента в момент и наблюдать за этим. Различать части своего ума – очень важный первый шаг. И это приводит нас к медитации прозрения… Ум всегда должен находиться в сфокусированном состоянии».

«Вот вы завершаете шаматху, девятая стадия… вам надо уйти с грубых уровней сознания, уйти от всего концептуального, чувственного. [Специальная] машинка, кстати, может присоединиться к мозгу умершего йога, и обнаружить его тончайшее сознание: это прекрасно. Всё это работает».

«Все сенсорные сознания – сознания уха, глаза, носа, – работают благодаря физическим компонентам. Это такие “животные”, а они берут над нами власть… Да, на ум влияет тело, но ум и тело – это отдельные вещи. Надо понять составные элементы своего ума – чувственные, ментальные, психические. В ментальных [живут] любовь и щедрость, депрессия и страх… Будда проводит фундаментальные различия между всеми этими видами [энергий] ежедневного познания мира».

«Я просто мешок с костями. Человек – мешок с костями, а ему кажется, что он физическое тело! Но тело – это не босс. Ум – вот наш босс. Через три дня после прекращения дыхания остаётся гигантское хранилище. Наше. Хранилище всего того, что будет программироваться на следующий опыт. Мы не tabula 1. Когда вы доведёте свой ум до совершенства, вы перестанете быть жертвой физического. Ум и тело неразрывно связаны, но человек обычно отдаёт всю власть физической [компоненте]… очень глупо!»

«Это фатализм, если вам кажется, будто вы просто “взяли” карму и принесли её в эту жизнь… Да, склонность к гневу – из прошлого, склонность к музыке – тоже из прошлого, и так далее. Это всё от ума. Но Будда говорит: “Это моё, и поэтому я могу это изменить”… Нельзя перекладывать на маму и папу проблемы своего ума. Раз я – хозяйка своего собственного гнева, значит я сама могу его изменить, переработать».

«84 000 омрачений – или невротических состояний, аффектов, – сводятся к трём ядам: неведению, или схватыванию за Я; привязанности, влечению; отвращению. Это три основных [тупика]. Неведение лежит в основе коренных неврозов, неправильного понимания нашего Я, это следствие накопленного эмоционального голода. В ежедневной жизни мы проходим скачки от гнева к привязанности, и чем больше они превалируют, тем больше мы страдаем сами и вредим другим. Щедрость и доброта – иной полюс, разумеется. И это сущность буддийского пути».

«Однонаправленная медитация учит видеть ум другого и развивает ясновидение… Медитация – это не релакс! Это тренировка. Медитация – не функция вашего тела. Чтобы получать радость от езды на велосипеде, надо сначала просто научиться кататься, на падая. Здесь [примерно] то же самое. Вы сделали усилие, чтобы остаться на велосипеде. Медитация – это усилие, тренировка. Надо быть суперсознательным. Лучше четыре минуты осознанности, чем двадцать минут [непонятно чего]. Мы посвящаем эти усилия развитию бодхичитты».

«Спина во время медитации должна быть прямая. Поза – лотос или полулотос: желательно. Живот расслаблен. Представьте, что ваше тело висит на вешалке. Оно расслаблено! Руки округлые, пальцы соединены. Голова – слегка вперёд, а глаза обязательно открыты. Взгляд вниз, смотрите как бы вдоль носа… Челюсти расслаблены, кончик языка у верхнего нёба. При этом о теле надо забыть».

«Во время однонаправленной медитации [шаматха, концентрация] мы возвращаем наш ум к дыханию… А випашьяна – это аналитическая медитация, медитация прозрения. Надо понимать и свыкаться с тем, что происходит в нашем сумасшедшем уме [каждую секунду]».

«Медитация – это наш способ путешествия по уму. Из-за своих аффективных состояний мы не контактируем с нашими ключевыми мыслями. Медитация нужна для инсайта, для озарения. Это как микроскоп для открытия нашего ума».

«Надо довести шаматху и випашьяну до совершенства. Это прозрение в высшую природу реальности – в Пустоту. Но медитация – не пилюля. Основной её смысл – тренировка ума, чёткость, твёрдость. Ум, как я уже говорила, всегда должен быть в сфокусированном состоянии. Надо видеть аффекты и добродетели».

«Наш ум – это полный хаос. Тысяча мыслей в секунду. Психологи считают это “нормальным”… Но бесконтрольные нерациональные “бессмысленные мысли” – это ненормально. Мысли орут в голове, обрушиваясь на нас, а в современной психологии нет техник, позволяющих успокоить ум! Мы сами должны обуздать свой ум во время его работы. Овладеть энергией своего ума. Итак, вы сознательно меняете ваши мысли. В книге “Махамудра” лама Еше пишет о благе достижения шаматхи – это великое благо. Мы будем прекрасными людьми, если сможем [достигнуть]».

«В медитации не надо ни во что вовлекаться, ни в какие мысли. И главное не мистифицировать её. Без концентрации вы не можете учиться музыке и стать прекрасным музыкантом. В медитации то же самое. Научитесь сначала концентрироваться. Дыхание – первый объект концентрации. Ну а пока люди – жертвы обстоятельств, не обращающие внимания на свой ум».

«Всё, что мы делаем, это практика. Наставления от Баха. Наставления от Будды. Надо просто достичь определённой техники – и музыканту, и медитирующему. Если вы просто скрестите ноги и закроете глаза, ничего не будет работать! Это ерунда. Вам надо овладеть техникой. И для этого есть буддийские центры. Шаматха известна более 3000 лет, есть техники, существовавшие ещё до Будды… Итак, чтобы успокоить сумасшедший ум, надо перейти к высокому уровню концентрации. А пока – достигать небольших результатов несколько раз в день. Ежедневные достижения. Надо найти правильную технику и своего учителя. Практиковать со скромностью и терпением ежедневно, и тогда всё получится. Надо начинать свой день с медитации: да, это дисциплина. Надо сказать себе: “Я буду делать это”».

«Мы пришли сюда полностью запрограммированными. Это результат всех наших кармических действий. И наши мысли определяют то, что нам является. Надо взять на себя эту ответственность и стать, наконец, хозяином своего ума, который скачет повсюду весь день. Нам надо его стабилизировать. Абсолютный контроль даже над мельчайшими мыслями! Цель – иметь “лазерный” ум, который легко разберётся, что есть аффект, а что есть добродетель».

«Наши усилия по концентрации ума (випашьяна) и умиротворению ума (шаматха) имеют огромное значение. Можно добиться определённого результата, живя и обычной жизнью, вплести медитацию в повседневность».

«Ваш ум напоминает котёл с кипящей водой. Ваша цель – обуздать его… Это очень ясный и чётко очерченный путь. Всё это описано в “Ламриме”».

«Медитация – самое насыщенное состояние, которое [мне] доводилось испытывать. Всё, что нужно, – самодисциплина: утром и вечером. Можно физически ощутить свои мысли. Увидеть свои аффекты. Наблюдать, как мысль приходит и уходит: это похоже на сон-наблюдение за своими собственными галлюцинациями».

«Мы можем проникнуть в природу вещей через медитацию благодаря драгоценному человеческому рождению. У нас очень мало времени! Оно промелькнёт, как вспышка молнии… Мы не должны тонуть в алкоголе или наркотиках, в аффектах – мы должны посвятить себя медитации, чтобы понять природу вещей, как говорилось ранее, и чтобы помочь другим. Медитация для нас жизненно необходима, она для нас как вода и воздух. Это ключ к нашему уму».

«Прошлые жизни – как и будущие – на самом деле существуют. Наш ум переходит из жизни в жизнь. И вся ответственность за остаток этой жизни и следующую – только на нас. Обуздав свой ум, мы можем полностью уничтожить корень своих страданий: а страдание возникает от невозможности удовлетворить наши [слишком] разнообразные желания. В течение одной-плюс-минус-жизни мы можем покинуть это вынужденное вращение в круговороте рождений и смертей [сансару]».

«Наши нынешние действия определяют условия наших будущих рождений. Так как мы сами виноваты в своих страданиях, мы сами отвечаем и за своё исцеление. До тех пор, пока наш ум скован неуправляемым телом, мы продолжаем страдать. Из-за неподвластного нам тела мы пока обречены на неуправляемое перерождение. Прервать этот круговорот реально. Это нигилизм – думать, будто это не так».

«Для практикующих, достигших наибольшего продвижения на пути Дхармы, смерть подобна приятному возвращению домой. Надо встретить смерть с лёгким сердцем».

«Корень проблем – фундаментально ошибочный взгляд на реальность. Наша зависимость от непостоянных вещей, а всё в мире непостоянно, наше цепляние за некое радужное “счастье” приносит только разочарование и горе, а не радость. “Счастье” от внешних объектов не удовлетворяет нас по-настоящему и не освобождает нас от наших проблем, ибо это “счастье” низкого качества, ненадёжное и кратковременное. Главная ошибка – видеть во внешних объектах нечто постоянное, что якобы может нас “осчастливить”».

«Если вы целый день гневались и переживали, то подумайте, чем вы становитесь?! Злом. Гневом. Надо принимать ответственность на себя за это. Мы должны сами себя программировать – подобно обучению музыке. Или плотницкому ремеслу. Или кулинарии… главное понять это».

«Мы связаны со всем миром, со всеми существами. Наша задача – стать храбрым для развития в себе сострадания. Не вредить другим – это в первую очередь наше собственное благо. Мы погрязли в нашей собственной стагнации и видим мир лишь сквозь призму “это нужно мне”».

«Если вы станете контролировать тело-речь-ум, то станете просто удивительным человеком. Сама мысль о какой-то привязанности [будет нелепа] – вам покажется, что вы попали в выгребную яму».

«Надо развить в себе великое сострадание, бодхичитту. Помогать другим. И изучать “Ламрим”. Там описаны в том числе “6 причин и следствий” и дана “7-частная тренировка ума”: радикальная техника. Равностность – это контроль тела-речи-ума, это отлично. Наш ум на пути Махаяны не будет прыгать, как [игрушка] “ё-ё”!»

«У человека есть некая привязанность, слепое стремление к тому, чтобы в нём видели “хорошую девочку” – или “классного парня”. И люди этим пользуются, просто используют вас… Это происходит из-за привязанности – повторю: из-за жажды, чтобы вас считали хорошими. Ха-ха! Вами манипулируют. Но если у вас есть здравый смысл, вами никто не сможет злоупотреблять. Искать одобрение – это привязка к репутации. Мы хотим, чтобы на нас смотрели как на “хороших”, это связано с нашим Я, с тем, что мы якобы состоим из некоего отдельного цемента. Но вы сами самодостаточны! Зачем вам, чтобы вас любили? Из-за вашего эмоционального голода. Надо обладать верой в себя и определённой уверенностью. Вы сами кормите себя, вы собой довольны. Когда вам не нужно одобрение, вы становитесь целостным человеком. Отбросьте привязку! Все люди просто шизофреничны в своих привязанностях».

«Что такое быть одиноким? Это снова привязка к репутации. Вы одиноки, потому что вам не с кем поделиться своими мыслями? Увы, это просто связано с низкой самооценкой. И это ерунда. Просто не надо ко всему этому привязываться. Вам надо перестать стремиться к тому, чтобы вас постоянно кто-то слушал. Зачем вам всё время делиться своими мыслями и опытом? Одиночество – одно из сильнейших страданий этого мира, но не загоняйтесь, не ищите одобрения [и новые уши]».

«Итак, отбросьте привязанности, зависть, гнев – и вы будете целостны».

«Вы просто не можете страдать от любви и сострадания, так как они не приносят страдания».

«Объекты нашей привязанности – “я буду вас любить, если вы удовлетворите мою привязанность” – это наши друзья и любимые. Объекты нашей неприязни – это, условно, наш босс, политики и прочее [соседи и так далее]. Мягкие версии гнева. Ваши враги не делают того, что хочет ваша привязанность, а друзья и любимый человек – делают [хотя бы частично]. Незнакомцы – это третья категория людей, 99%. На них вам обычно наплевать. Вы к ним равнодушны. Так всё устроено в этой Вселенной, и это обнаружил Будда – и это ограничивает нас, но это и есть сансара».

«Всё, что вы можете сделать в данной ситуации, это работать со своим умом. Это кармические вещи – вы не можете заставить других людей измениться по отношению к вам. [Поэтому работайте над собой, удаляйте сорняки из своего ума]».

«Итак, перестаньте наконец хотеть, чтобы вас любили и одобряли. Главное, чтобы вы сами себя любили и одобряли». ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
______________________________________

ПРИМЕЧАНИЕ

1. «Чистая доска» (лат.)

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: